1) Для получения более высокого разряда по рабочей профессии необходимо пройти профессиональное обучение по программе повышения квалификации.
Департамент государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров Минпросвещения России в части своей компетенции проинформировал по вопросу обучения по программам профессиональной подготовки (письмо Минпросвещения России от 31.10.2019 № 05-ПГ-МП-23052).
Под ним понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего (должность служащего), в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии без повышения образовательного уровня. Оно завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.
Квалификационный экзамен проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям.
Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержден Приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 № 513.
2) Планируется наделить МЧС России рядом полномочий, включая утверждение Федеральных норм и правил в области пожарной безопасности для опасных производственных объектов.
Для проведения общественного обсуждения на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен проект Указа Президента Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868» (ID проекта: 01/03/06-19/00092650).
Проект подготовлен МЧС России в целях уточнения полномочий, возложенных на МЧС России, в рамках проводимой работы по реализации Указов Президента Российской Федерации, утверждающих Основы государственной политики Российской Федерации в областях:
• пожарной безопасности на период до 2030 года;
• защиты населения и территорий от ЧС на период до 2030 года.
Проектом предлагается наделить МЧС России полномочиями по разработке и утверждению (установлению):
• федеральных норм и правил в области пожарной безопасности для критически важных объектов, опасных производственных объектов и особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации;
• порядка разработки, согласования и утверждения планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС;
• порядка подготовки, предоставления прогнозной информации и организации реагирования функциональных и территориальных подсистем РСЧС на прогнозы ЧС.
Также, предлагается наделить МЧС России полномочиями по определению норм численности и технической оснащенности подразделений пожарной охраны, порядку координации ее деятельности, порядку и организации работ в СИЗ органов дыхания и зрения в ее подразделениях, а также поддержке развития добровольческой деятельности в сфере компетенции Министерства.
3) Подготовлен проект профессионального стандарта «Специалист в сфере промышленной безопасности».
Для проведения общественных обсуждений и независимой антикоррупционной экспертизы на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (http://www.regulation.gov.ru) размещен проект приказа Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в сфере промышленной безопасности» (ID проекта 01/02/11-19/00096910).
В соответствии с пояснительно запиской к проекту профессионального стандарта он разработан в целях реализации Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» и № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в соответствии с которыми, в целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, необходимо создать и модернизировать к 2020 году 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест и обеспечить указанные рабочие места высококвалифицированными кадрами.
Также отмечено, что профессиональный стандарт «Специалист в сфере промышленной безопасности»:
• позволит обеспечить единство требований оценки профессиональной компетентности и квалификации работника в сфере промышленной безопасности;
• является многофункциональным межотраслевым нормативным документом, описывающим области профессиональной деятельности, содержание трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций по 6 и 7 квалификационным уровням, а также ряд других параметров, характеризующих специфику труда с учетом применения цифровых технологий;
• необходим для сферы образования в качестве основы для формирования федеральных образовательных стандартов и образовательных программ всех уровней профессионального образования, разработки методических материалов и выбора форм и методов обучения в системе профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования персонала в организациях.
Проект предусматривает следующие обобщенные трудовые функции:
• «Осуществление производственного контроля на опасном производственном объекте»;
• «Техническое диагностирование и освидетельствование технических устройств на опасном производственном объекте в соответствующей сфере (области)»;
• «Обследование и освидетельствование зданий и сооружений на опасном производственном объекте в соответствующей сфере (области)»;
• «Экспертиза технических устройств на опасном производственном объекте в соответствующей сфере (области)»;
• «Экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте в соответствующей сфере (области)»;
• «Организация деятельности производственного контроля на опасном производственном объекте».
4) Планируется утвердить новые Правила по охране труда.
Напомним, что в январе 2019 г. Председатель Правительства Российской Федерации на Гайдаровском форуме предложил провести тотальную ревизию контрольно-надзорных полномочий государственных органов на основе нового механизма, получившего название «регуляторной гильотины». Реформа контрольно-надзорной деятельности нацелена на повышение уровня безопасности и устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности.
Работа ведётся в двух направлениях:
1. построение новой системы обязательных требований, соответствующих современному уровню технологического развития и риск-ориентированному подходу;
2. установление детальных правил, относящихся к организации контрольно-надзорной деятельности.
Для целей выполнения плана мероприятий («дорожной карты») по реализации механизма «регуляторной гильотины» на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (http://www.regulation.gov.ru) размещен ряд проектов приказов Минтруда России, предусматривающих утверждение следующих Правил по охране труда:
• в жилищно-коммунальном хозяйстве;
• при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов;
• при работе на высоте;
• при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный, конвейерный, трубопроводный и другие виды транспортных средств непрерывного действия);
• при проведении работ в условиях нагревающего микроклимата;
• при обработке металлов;
• при производстве цемента;
• в целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности;
• в метрополитене;
• в учреждениях здравоохранения и аптеках;
• в организациях связи;
• в организациях отдыха и оздоровления детей;
• в организациях общественного питания;
• в полиграфических организациях;
• в противопожарных службах;
• при производстве оружия и боеприпасов;
• на судах морского и речного флота;
• при проведении водолазных работ;
• при возведении мостов;
• при добыче (вылове) и переработке водных биоресурсов;
• при осуществлении пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте;
• при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества.
5) Актуализирован перечень организаций, которые создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.
В целях реализации Федерального закона от 01.05.2019 № 84-ФЗ внесены поправки в Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований:
• в части актуализации перечня организаций;
• уточнения наименования органов власти регионов, а также планов действий по привлечению нештатных аварийно-спасательных формирований.
Приказ МЧС России от 08.10.2019 № 570 «О внесении изменений в Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденный приказом МЧС России от 23.12.2005 № 999» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.11.2019 № 56517) опубликован 18 ноября 2019 г. на Официальном интернет-портале правовой информации.
6) Расширены полномочия Минтранса России по регулированию сферы железнодорожного транспорта.
Министерство, в частности, уполномочено (по согласованию с иными ведомствами) принимать акты:
• устанавливающие порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров на железнодорожном транспорте, а также обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров;
• определяющие порядок действий участников перевозочного процесса на железнодорожном транспорте при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• устанавливающие технические нормы погрузки грузов, грузобагажа в вагоны, контейнеры;
• устанавливающие порядок проведения текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов;
• утверждающие технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах;
• устанавливающие перечень грузов, перевозка которых допускается в открытом железнодорожном подвижном составе, а также перечни грузов, которые могут перевозиться насыпью и навалом;
• устанавливающие перечень грузов, имеющих отвратительный запах и загрязняющих вагоны, после выгрузки которых грузополучателями вагоны промываются грузополучателями, и другие.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2019 № 1461 «О внесении изменений в Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации» опубликовано 19.11.2019 на Официальном интернет-портале правовой информации.
7) Начата разработка новых требований безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением, производстве сварочных работ и проведении неразрушающего контроля.
В целях реализации положения части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также соответствующего положения проекта федерального закона «О промышленной безопасности», разработанного Ростехнадзором с учетом предстоящей отмены Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (https://regulation.gov.ru) опубликованы уведомления о начале разработки следующих проектов приказов Ростехнадзора:
• «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (ID проекта 02/08/11-19/00097310);
• «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах» (ID проекта 02/08/11-19/00097312);
• «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Требования к порядку организации и проведения неразрушающего контроля технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах» (ID проекта 02/08/11-19/00097328).
На данном этапе проводятся общественные обсуждения уведомления при разработке проекта нормативного правового акта.
Действующие требования в указанной сфере будут отменены в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины».
Так проектом постановления Правительства Российской Федерации «О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти и признании не подлежащими применению некоторых нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности» (ID проекта 02/07/08-19/00094348) предусмотрена отмена с 1 января 2021 года приказов Ростехнадзора:
• от 25 марта 2014 г. № 116 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением»;
• от 14 марта 2014 г. № 102 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах».
8) Планируется отменить ряд нормативных правовых актов Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды.
На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (https://regulation.gov.ru) 20 ноября 2019 года опубликован проект постановления Правительства Российской Федерации «О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении всех видов федерального государственного контроля (надзора) в области природопользования и охраны окружающей среды» (ID проекта 01/01/11-19/00097282).
Проект постановления подготовлен Минприроды России и предусматривает:
• признание утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации,
• отмену актов федеральных органов исполнительной власти.
Планируется отменить с 1 января 2021 года 89 нормативных правовых актов в области природопользования и охраны окружающей среды, в том числе:
1. Постановления Правительства Российской Федерации:
• от 03.08.1992 № 545 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов»;
• от 29.12.2001 № 921 «Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения»;
• от 17.07.2003 № 442 «О трансграничном перемещении отходов»;
• от 06.09.2012 № 884 «Об установлении охранных зон для гидроэнергетических объектов»;
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.08.1998 № 1214-р «О возмещении убытков, причиненных в результате самовольного пользования недрами»;
3. Приказы Минприроды России:
• от 07.03.1997 № 40 «Об утверждении Классификаций запасов полезных ископаемых»;
• от 29.11.1999 № 250 «О мерах по вводу в эксплуатацию бездействующих, контрольных и находящихся в консервации скважин на нефтяных месторождениях»;
• от 21.05.2001 № 433 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации»;
• от 24.12.2003 № 1151 «Об утверждении форм уведомления о трансграничном перемещении отходов и документа о перевозке отходов»;
4. Постановления Госгортехнадзора России:
• от 01.12.1999 № 88 «Об утверждении Правил охраны недр при составлении технологических схем разработки месторождений минеральных вод»;
• от 05.06.2000 № 31 «Руководство по составлению технологических схем ипроектов разработки месторождений технических подземных вод. РД 07-367-00»;
• от 06.06.2003 № 69 «Об утверждении «Правил разработки месторождений теплоэнергетических вод»;
• от 06.06.2003 № 70 «Об утверждении «Правил охраны недр при переработке минерального сырья»;
• от 06.06.2003 № 71 «Об утверждении «Правил охраны недр»;
• от 06.06.2003 № 72 «Об утверждении «Правил разработки и охраны месторождений минеральных вод и лечебных грязей»;
5. Инструкцию по определению и нормированию потерь угля (сланца) при переработке. РД 03-306-99, утвержденная постановлением Госгортехнадзора России от 11.08.1999 № 62;
6. Техническую инструкцию по проведению геолого-технологических исследований нефтяных и газовых скважин. РД 153-39.0-069-01, утвержденная приказом Минэнерго от 09.02.2001 № 39;
7. Приказ Минприроды России № 323, Минтопэнерго РФ № 445 от 28.12.1999 «Об утверждении Правил геофизических исследований и работ в нефтяных и газовых скважинах»;
8. Распоряжение Минприроды России от 05.06.2007 № 37-р «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых».
Отдельные нормативные правовые акты, включенные в указанный проект постановления, также включены в проект постановления Правительства Российской Федерации «О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении всех видов федерального государственного контроля (надзора) в сфере недропользования» (ID проекта 01/01/11-19/00097227).
Это постановление опубликовано 19 ноября 2019 г. на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
На данном этапе проводятся общественные обсуждения в отношении текста проектов нормативных правовых актов и независимая антикоррупционная экспертиза.
9) Планируется отменить ряд нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере недропользования.
На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (https://regulation.gov.ru) 19 ноября 2019 года опубликован проект постановления Правительства Российской Федерации «О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении всех видов федерального государственного контроля (надзора) в сфере недропользования» (ID проекта 01/01/11-19/00097227).
Проект постановления предусматривает:
• признание утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации;
• отмену некоторых актов федеральных органов исполнительной власти.
Планируется с 1 января 2021 года отменить 58 нормативных правовых актов в сфере недропользования, в том числе:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 921 «Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения»;
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.08.1998 № 1214-р «О возмещении убытков, причиненных в результате самовольного пользования недрами»;
3. Постановления Госгортехнадзора России:
o от 06.06.2003 № 71 «Об утверждении «Правил охраны недр»;
o от 06.06.2003 № 72 «Об утверждении «Правил разработки и охраны месторождений минеральных вод и лечебных грязей»;
o от 06.06.2003 № 69 «Об утверждении «Правил разработки месторождений теплоэнергетических вод»;
o от 06.06.2003 № 70 «Об утверждении «Правил охраны недр при переработке минерального сырья»;
o от 17.09.1997 № 28 «Об утверждении Инструкции о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых»;
o от 05.06.2000 № 31 «Руководство по составлению технологических схем и проектов разработки месторождений технических подземных вод. РД 07-367-00»;
o от 01.12.1999 № 88 «Об утверждении Правил охраны недр при составлении технологических схем разработки месторождений минеральных вод»;
4. Приказы Минприроды России:
o от 11.11.2004 № 689 «Об утверждении Инструкции о порядке установления факта открытия месторождений полезных ископаемых»;
o от 21.05.2001 № 433 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации»;
o от 09.07.1997 № 122 «Об утверждении Положения о порядке учета запасов полезных ископаемых, постановки их на баланс и списания с баланса»;
5. Техническую инструкцию по проведению геолого-технологических исследований нефтяных и газовых скважин. РД 153-39.0-069-01, утвержденная приказом Минэнерго России от 09.02.2001 № 39;
6. Приказ Минприроды России № 323, Минтопэнерго РФ № 445 от 28.12.1999 «Об утверждении Правил геофизических исследований и работ в нефтяных и газовых скважинах»;
7. Приказ Роскомнедр от 08.11.1995 № 131 «Об утверждении нормативно-методических материалов по организации лицензирования видов деятельности, связанных с геологическим изучением и использованием недр».
10) Ростехнадзор ужесточил требования к аттестации по промышленной безопасности.
Изменились требования к прохождению аттестации в области промышленной безопасности, безопасности в сфере электроэнергетики и безопасности гидротехнических сооружений. Новый временный порядок предоставления государственной услуги утвержден Приказом Ростехнадзора от 06.11.2019 № 424 «Об утверждении Временного порядка предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по организации проведения аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики».
Аттестуемый, с использованием информационной системы «Единый портал тестирования» (ИС ЕПТ), должен ответить на 20 вопросов, отобранных из общей базы методом случайной выборки. Время прохождения компьютерного тестирования не превышает 20 минут, при этом результат считается положительным, если верные ответы даны не менее чем на 18 вопросов. Иначе говоря, допущено не более 2 ошибок. Согласно прежним правилам, аттестуемый мог ошибиться дважды, отвечая лишь на 10 вопросов, и время ответов на вопросы устанавливалось самостоятельно каждой аттестационной комиссией.
Для качественной подготовки к аттестации консалтинговая группа (КГ) «ТЕРМИКА» рекомендует использовать тиражные курсы «ОКС:Курс» и «ОКС:Курс.ПРОФ», входящие в линейку решений по промышленной безопасности. Они содержат библиотеку нормативных правовых и нормативно-технических документов, необходимых для подготовки по областям аттестации, и тестовые вопросы, соответствующие вопросам, размещенным на официальном сайте Ростехнадзора. С помощью указанных вопросов перед прохождением аттестации в ИС ЕПТ может проводиться предварительное, пробное тестирование в системе «ОЛИМПОКС».
Кроме этого курсы «ОКС:Курс.ПРОФ» включают в себя специальный модуль «Подготовка» со слайдами, на которых изложены краткие выдержки из документации, содержащие правильные ответы на аттестационные вопросы. Использование «ОКС:Курс.ПРОФ» позволяет в разы ускорить процесс изучения требований промышленной безопасности и тем самым повысить вероятность успешного прохождения аттестации в ИС ЕПТ.
Обновление всех тиражных курсов для их соответствия новым параметрами тестирования в Ростехнадзоре, планируется провести в декабре 2019 г. Но уже сейчас все пользователи систем «ОЛИМПОКС» могут изменить настройки в своем экземпляре системы с помощью встроенного генератора тестов и установить параметры, соответствующие новым требованиям Приказа, и даже более сложные. Мы рекомендуем установить более высокую планку: например, одна ошибка на 20 вопросов. Это позволит лучше подготовиться к аттестации и добиться большей уверенности в успехе.
О том, как настроить генератор тестов в «ОЛИМПОКС», вы можете узнать в руководстве пользователя или по телефону технической поддержки: 8-800-511-06-22.
11) Планируется изменить требования промышленной безопасности к подъемным сооружениям.
На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (https://regulation.gov.ru) опубликованы уведомления о начале разработки проектов приказов Ростехнадзора об утверждении следующих Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности:
• Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения (ID проекта: 02/08/11-19/00097100);
• Правила безопасности грузовых подвесных канатных дорог (ID проекта: 02/08/11-19/00097131);
• Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров (ID проекта: 02/08/11-19/00097179);
• Правила безопасности эскалаторов в метрополитенах (ID проекта: 02/08/11-19/00097189).
Необходимость подготовки проектов приказов связана:
• с реализаций положения части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также соответствующего положения проекта федерального закона «О промышленной безопасности», разработанного Ростехнадзором с учетом предстоящей отмены Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ;
• обеспечением безопасности при использовании упомянутых технических устройств, путем установления требований к организациям и работникам, взамен требований, установленных федеральными нормами и правилами, отменяемыми в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины».
12) При выявлении административного правонарушения, выражающегося в пользовании недрами без лицензии, может быть проведено административное расследование.
Теперь возможность проводить административное расследование закреплена при выявлении правонарушения, предусмотренного статьей 7.3 КоАП РФ «Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов».
Федеральный закон от 12.11.2019 № 371-ФЗ «О внесении изменения в статью 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» опубликован 12 ноября 2019 года на Официальном интернет-портале правовой информации.
13) Изменен состав комиссии по техническому расследованию обстоятельств и причин утраты взрывчатых материалов промышленного назначения.
Исключены требования по включению в состав комиссии по техническому расследованию обстоятельств и причин утраты взрывчатых материалов промышленного назначения представителей Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Напомним, что ранее в ее состав включались представители организации, в которой произошла утрата взрывчатых материалов промышленного назначения, территориальных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации (по согласованию), вышестоящего органа или организации (при наличии таковых) и других организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказ Ростехнадзора от 11.10.2019 № 394 «О внесении изменения в Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 августа 2011 г. № 480» (Зарегистрирован 12.11.2019 № 56493) опубликован 12 ноября 2019 года на Официальном интернет-портале правовой информации.
14) Ряд актов РСФСР может быть признан утратившим силу.
На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (https://regulation.gov.ru) размещен проект постановления Правительства Российской Федерации «О признании утратившими силу актов Российской Федерации и РСФСР и их отдельных положений», разработанный в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 11.09.2019 № ДМ-П36-7717.
В соответствии с пояснительной запиской к проекту постановления его принятие позволит упорядочить и систематизировать законодательство Российской Федерации, а также обеспечить единообразную правоприменительную практику.
Проект постановления предусматривает отмену 1295 актов РСФСР с 1 февраля 2020 года.
В частности, Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 29 октября 1917 г. «О восьмичасовом рабочем дне», а также ряд постановлений Совета Министров РСФСР:
• от 29 декабря 1964 г. № 1618 «Вопросы Государственного комитета Совета Министров РСФСР по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору»;
• от 22 февраля 1991 г. № 112 «Вопросы Государственного комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров РСФСР»;
• от 19 октября 1990 г. № 450 «Вопросы Государственного комитета РСФСР по экологии и природопользованию»;
• от 20 февраля 1962 г. № 209 «О мерах по дальнейшему улучшению охраны труда на предприятиях и стройках РСФСР»;
• от 6 июля 1966 г. № 588 «Об улучшении организации пожарной охраны в РСФСР»;
• от 5 сентября 1966 г. № 724 «О дальнейшем улучшении обеспечения рабочих и служащих специальной одеждой, специальной обувью и предохранительными приспособлениями»;
• от 18 февраля 1976 г.№ 115 «О мерах по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий»;
• от 29 декабря 1967 г. № 956 «О повышении безопасности движения в городах, других населенных пунктах и на автомобильных дорогах»;
• от 18 сентября 1972 г. № 606 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения в РСФСР»;
• от 4 марта 1954 г. № 217 «Об организации добровольных пожарных дружин на промышленных предприятиях и других объектах министерств и ведомств»;
• от 23 мая 1991 г. № 275 «О мерах по улучшению работы лифтового хозяйства в жилых домах и других объектах социальной сферы РСФСР».
15) Обновлены формы документов, подлежащих предоставлению в обязательном порядке для включения в ГИС ТЭК.
В государственную информационную систему топливно-энергетического комплекса предоставляется, в частности, информация о количественном составе персонала предприятия ТЭК, размере фонда оплаты труда, количестве отгружаемого ресурса (угля, сланца и т.п.) и иные сведения. Определены требования к заполнению каждой из форм, а также сроки представления информации по утвержденным формам.
Приказом Минэнерго России утверждены следующие формы, содержащие разделы для их заполнения сведениями по охране труда и промышленной безопасности:
• сведения об условиях труда на рабочих местах и распределении работников по рабочим местам согласно специальной оценке условий труда;
• сведения о рабочих местах, не отвечающих нормативам (гигиеническим нормативам) условий труда, о работниках, занятых на указанных рабочих местах, и гарантиях и компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
• сведения об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
• сведения о профессиональной заболеваемости;
• сведения о затратах на мероприятия по охране труда и промышленной безопасности;
• сведения о мерах наказания за правонарушения в сфере промышленной безопасности и охраны труда;
• сведения о производственном травматизме, групповых несчастных случаях;
• сведения о работниках, пострадавших в результате несчастных случаев.
Приказ Минэнерго России от 12.07.2019 № 708 «Об утверждении форм предоставления в обязательном порядке юридическими лицами информации для включения в сегмент в области угольной промышленности, сланцевой промышленности, торфяной промышленности государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса и требований к заполнению этих форм» вступает в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования, при этом для некоторых форм установлены иные сроки вступления их в силу.
Утратившим силу признается Приказ Минэнерго России от 02.06.2016 № 499, которым были утверждены ранее действовавшие формы.
16) Разъяснено, какие источники выбросов необходимо включать в план-график контроля стационарных источников выбросов.
Сообщается, что в соответствии с пунктом 9.1.1 Требований к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденных приказом Минприроды России от 28.02.2018 № 74 (далее — Требования), в план-график контроля должны включаться загрязняющие вещества, в том числе маркерные, которые присутствуют в выбросах стационарных источников и в отношении которых установлены технологические нормативы, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы с указанием используемых методов контроля (расчетные и инструментальные) показателей загрязняющих веществ в выбросах стационарных источников, а также периодичность проведения контроля (расчетными и инструментальными методами контроля) в отношении каждого стационарного источника выбросов и выбрасываемого им загрязняющего вещества.
Согласно пункту 9.1.2 Требований в план-график включаются источники, выброс от которых по результатам рассеивания превышает 0,1 ПДКм.р. загрязняющих веществ на границе предприятия.
Для выявления таких источников следует по результатам инвентаризации провести расчет рассеивания по каждому источнику выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Письмо Росприроднадзора от 27.08.2019 № РН-03-01-32/23010 «Об осуществлении производственного экологического контроля» опубликовано не было. При его применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер, является разъяснением по конкретному запросу, актуален на дату издания.
17) Изменено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей.
Напомним, что Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям.
Указанное исключение дополнено в отношении автомобилей, предназначенных для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе эвакуации пострадавших при чрезвычайных ситуациях.
Теперь рабочий день (смена) может быть разделен на две и более частей с согласия водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании должностных лиц федеральных органов власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации с персональным закреплением за этими лицами таких автомобилей с экипажем.
Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже, чем через пять часов после начала работы.
Приказ Минтранса России от 07.08.2019 № 262 «О внесении изменений в Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20 августа 2004 г. № 15» опубликован 8 ноября 2019 года на Официальном интернет-портале правовой информации.
18) Регламентирован порядок уведомительной регистрации Рострудом отраслевых соглашений.
Определены стандарт предоставления государственной услуги, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, формы контроля за предоставлением государственной услуги, а также досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействий) органа, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц.
Заявителями на получение данной госуслуги являются объединения работодателей (общероссийские, межрегиональные, отраслевые (межотраслевые) и пр.), являющиеся стороной соглашения, либо их уполномоченные представители, обратившиеся с запросом в Роструд.
Результатом предоставления государственной услуги являются направление заявителю уведомления:
• о регистрации соглашения;
• о регистрации соглашения с выявлением условий, ухудшающих положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Для ее предоставления к заявлению прилагаются:
• соглашение на бумажном носителе (подлинник), скрепленное печатями всех сторон;
• заверенная копия устава заявителя;
• сведения о составе членов заявителя на день подписания соглашения.
Регистрация запроса и документов осуществляется не позднее 3 рабочих дней со дня их поступления в Роструд.
Госуслуга предоставляется в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня регистрации запроса.
Приказ Роструда от 22.07.2019 № 194 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональных соглашений» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2019 № 56394) опубликован 5 ноября 2019 года на Официальном интернет-портале правовой информации.
19) Регламентирован порядок ведения Рострудом базы данных по учету трудовых арбитров.
Определены стандарт предоставления государственной услуги, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, формы контроля за предоставлением государственной услуги, а также досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействий) органа, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц.
Заявителями на получение данной госуслуги являются в том числе профсоюзы и их объединения, иные профессиональные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов; работодатели и объединения работодателей; иные представители работников и работодателей.
Результатом предоставления государственной услуги являются направление заявителю уведомления:
• о внесении сведений о трудовых арбитрах в базу данных;
• об изменении сведений о трудовых арбитрах, содержащихся в базе данных;
• об исключении сведений о трудовых арбитрах, содержащихся в базе данных;
• о предоставлении сведений о трудовых арбитрах, содержащихся в базе данных.
Для получения госуслуги заявитель направляет в Роструд запрос по установленной форме (приведена в приложении к регламенту).
Госуслуга предоставляется в срок, не превышающий 17 рабочих дней со дня регистрации запроса в Роструде.
Плата за ее предоставление не взимается.
Приказ Роструда от 22.07.2019 № 193 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по ведению базы данных по учету трудовых арбитров» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2019 № 56392) опубликован 5 ноября 2019 года на Официальном интернет-портале правовой информации.
20) Роструд предоставляет государственную услугу по содействию в урегулировании коллективных трудовых споров.
Услуга касается споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена в соответствии с новым Административным регламентом.
Определены стандарт предоставления государственной услуги, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, формы контроля за предоставлением государственной услуги, а также досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействий) органа, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц.
На локальном уровне социального партнерства заявителями на получение государственной услуги являются первичные профсоюзные организации или иные избранные работниками представители, работодатель организации, работодатель – индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.
Результатом предоставления государственной услуги является направление заявителю разъяснений по вопросу урегулирования коллективного трудового спора и (или) решения о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, оформленных в письменной форме на бумажном носителе, а также (при наличии соответствующего запроса) рекомендованную кандидатуру посредника.
Приказ Роструда от 22.07.2019 № 196 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по содействию в урегулировании коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена» опубликован 6 ноября 2019 года на Официальном интернет-портале правовой информации.
Утрачивает силу приказ Минтруда России от 22 сентября 2014 г. № 654н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по содействию в урегулировании коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена» и внесенных в него изменений» в соответствии с приказом Минтруда России от 22.07.2019 № 516н.
21) Планируются к отмене в рамках реформы «регуляторная гильотина» ряд нормативных правовых актов в сфере технического регулирования.
На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (https://regulation.gov.ru) размещен проект постановления Правительства Российской Федерации «О признании утратившими силу нормативных правовых актов Российской Федерации и об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов».
Проект предусматривает отмену 96 нормативно-правовых актов (НПА) в сфере технического регулирования, в том числе:
• постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. № 969 «Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности»;
• приказ Минтранса России от 13 декабря 2011 г. № 313 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведения проверок за обеспечением транспортной безопасности»;
• приказ Ространснадзора от 11 февраля 2019 г. № ВБ-90фс «Об утверждении перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере транспорта федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности»;
• приказ МВД России от 9 августа 2017 г. № 618 «Об утверждении формы сертификата соответствия технических средств обеспечения транспортной безопасности требованиям к их функциональным свойствам»;
• приказ МВД России от 28 марта1996 г. № 10 «Об утверждении нормативных правовых актов Системы сертификации продукции услуг в области пожарной безопасности»;
• приказ МЧС России от 9 ноября 2017 г. № 509 «Об утверждении формы сертификата соответствия технических средств обеспечения транспортной безопасности требованиям к их функциональным свойствам».
НПА утратили актуальность в связи с принятием технических регламентов ЕАЭС (ТС), распространяющихся на данные виды продукции.
22) Планируются к отмене с 1 января 2021 года в рамках реформы «регуляторная гильотина» ряд нормативных правовых актов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (https://regulation.gov.ru) размещен проект постановления Правительства Российской Федерации «Об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора».
Проект предусматривает отмену 241 нормативно-правового акта (НПА) в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе:
• СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин», утвержденные постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 28.10.1996 № 32
• СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений», утвержденные постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 01.10.1996 № 21;
• постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.06.2016 № 81 «Об утверждении СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах»;
• постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 № 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»;
• СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22.06.2000;
• постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.04.2014 № 31 «О внесении изменений № 4 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»;
• постановление Главного государственного санитарного врача Российский Федерации от 30.05.2003 № 107 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2.1332-03»;
• постановление Главного государственного санитарного врача Российский Федерации от 03.06.2003 № 118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03»;
В соответствии с пояснительной запиской к проекту постановления в него не были включены отдельные НПА:
• в области радиационной и химической безопасности (так как санитарные правила, касающиеся обеспечения химической безопасности, были выпущены в 2017-2018 гг., являются современными, соответствующими научным достижениям в указанной области и направлены на обеспечение безопасности персонала соответствующих производств);
• устанавливающих гигиенические нормативы (их отмена или актуализация в рамках исполнения плана мероприятий (дорожной карты) по реализации «регуляторной гильотины» может создать правовой вакуум в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения);
• органов исполнительной власти СССР и РСФСР в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (будут признаны не действующими на территории Российской Федерации в рамках исполнения поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 11.09.2019 № ДМ-П36-7717).
23) Ростехнадзор наделен дополнительными полномочиями.
Вступили в силу изменения в Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401, в части наделения Ростехнадзора дополнительными полномочиями:
• принятие актов, определяющих области аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики;
• утверждение по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий типовых дополнительных профессиональных программ в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Изменения указанного Положения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 № 1365 вступают в силу 6 ноября 2019 года.
В соответствии с пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 № 1365 полномочия, права и обязанности аттестационных комиссий, требования, предъявляемые к порядку их формирования и составу, а также к порядку принятия ими решений по вопросам аттестации, утверждаются Ростехнадзором по согласованию с Министерством энергетики Российской Федерации.
24) Изменены требования к работнику, ответственному за осуществление производственного контроля.
Вступили в силу изменения Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 № 263, в части наличия у работника, ответственного за осуществление производственного контроля в области промышленной безопасности также документов, подтверждающих получение дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности.
Напомним, что ранее, в соответствии пунктом 9 указанных Правил работник, ответственный за осуществление производственного контроля, должен был иметь: высшее техническое образование, соответствующее профилю производственного объекта; стаж работы не менее 3 лет на соответствующей работе на опасном производственном объекте отрасли; удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации по промышленной безопасности.
Изменения указанных Правил, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 № 1365 вступают в силу 6 ноября 2019 года.
25) О реализации механизма «регуляторной гильотины».
По данным новой версии сайта, посвящённого реформе контрольно-надзорной деятельности и реализации механизма «регуляторная гильотина» – контроль-надзор.рф:
• более 2 млн обязательных требований к ведению бизнеса действует в данный момент;
• предлагается к отмене в настоящее время более 20 тысяч правовых актов советского периода;
• к 1 января 2021 года весь массив норм, устанавливающих обязательные требования, должен быть полностью заменён на новые.
В целях реализации механизма «регуляторной гильотины» на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (https://regulation.gov.ru) размещены уведомления о начале разработки и сами проекты постановлений Правительства Российской Федерации:
• «О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти и признании не подлежащими применению некоторых нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности» (ID проекта 02/07/08-19/00094348);
• «О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации и РСФСР, отмене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, признании утратившими силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти РСФСР, признании не действующими на территории Российской Федерации нормативных правовых актов СССР по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, а также содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (ID проекта 01/01/09-19/00094742 и ID проекта 02/07/09-19/00094745);
• «О признании утратившими силу нормативных правовых актов (отдельных положений нормативных правовых актов) Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации» (ID проекта 02/08/09-19/00094748 и ID проекта 01/02/09-19/00094747);
• «О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации, об отмене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, регулирующих трудовые отношения, а также отношения в сфере социального обслуживания, и содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и федерального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания» (ID проекта 01/01/10-19/00096438 и ID проекта 02/07/10-19/00096440);
• «О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти и признании не подлежащими применению некоторых нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений» (ID проекта 01/01/10-19/00095636);
• «О признании утратившими силу нормативных правовых актов Российской Федерации и об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов» (ID проекта 04/12/10-19/00096478);
• «О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации и РСФСР, об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти и признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении всех видов федерального государственного контроля (надзора) в сфере транспорта» (ID проекта 02/07/08-19/00094147);
• «О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации, об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении всех видов федерального государственного контроля (надзора) в сферах теплоснабжения, обеспечения энергетической эффективности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства» (ID проекта 02/07/09-19/00095015);
• «О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации, об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении всех видов федерального государственного контроля (надзора) в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях» (ID проекта 01/01/10-19/00096552);
• «О признании утратившими силу нормативных правовых актов Российской Федерации и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации и об отмене актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного метрологического надзора» (ID проекта 02/07/09-19/00094483);
• «О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации, об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти и признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного пожарного надзора и лицензионного контроля в области пожарной безопасности, федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, государственного надзора за пользованием маломерными судами, базами (сооружениями) для их стоянок во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации» (ID проекта 02/07/10-19/00095535);
• «О признании утратившими силу нормативных правовых актов Российской Федерации и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении Министерством промышленности и торговли Российской Федерации государственного контроля (надзора), об отмене некоторых актов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации» (ID проекта 02/07/09-19/00094560).
26) Уточнен порядок создания противорадиационных убежищ и укрытий.
Противорадиационные укрытия создаются, в том числе, для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне.
Укрытия создаются, в том числе, для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения).
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.10.2019 № 1391 «О внесении изменений в Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» опубликовано 1 ноября 2019 года на Официальном интернет-портале правовой информации.
27) Продлен на год порядок выдачи ПТС на бумажном носителе.
Речь идет о постановлении Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств» (с изменениями и дополнениями). Оно утратит силу с 1 ноября 2020 года, а не с 1 ноября 2019 года, как это было установлено ранее.
МВД России и ФТС России после 1 ноября 2020 года осуществят уничтожение остатков бланков паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств).
Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.2019 № 1394 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. № 166» опубликовано 1 ноября 2019 года на Официальном интернет-портале правовой информации.
Также на указанном интернет-портале опубликован приказ МВД России от 29.10.2019 № 743 «О внесении изменений в приказ МВД России от 23 апреля 2019 г. № 267 «Об утверждении форм документов, идентифицирующих транспортное средство, и требований к ним» (Зарегистрирован 31.10.2019 № 56375).
Согласно изменениям, форма свидетельства о регистрации транспортного средства и требования к ней подлежит применению с 1 января 2020, а форма ПТС и требования к ней с 1 ноября 2020.
28) Правительство Российской Федерации будет устанавливать дополнительные требования к юрлицам с иностранным участием, допускаемым к геологическому изучению недр в целях поиска и оценки запасов нефти, газа и газового конденсата.
Также определено, что на основании решения Правительства Российской Федерации участки недр федерального значения внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации могут предоставляться в пользование для геологического изучения в целях поиска и оценки месторождений нефти, газа и газового конденсата без проведения аукционов. Перечень указанных участков недр федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от 04.11.2019 № 355-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» в части предоставления права пользования участками недр федерального значения внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации для геологического изучения в целях поиска и оценки месторождений нефти, газа и газового конденсата» опубликован 4 ноября 2019 года на Официальном интернет-портале правовой информации.
29) Установлен новый порядок проведения аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений и безопасности в сфере электроэнергетики.
Требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 № 1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики» устанавливается порядок проведения аттестации, определяются категории работников, проходящих аттестацию, в том числе в аттестационных комиссиях, формируемых федеральными органами исполнительной власти; регламентируются случаи проведения внеочередной аттестации.
Также определены категории работников, обязанных получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности. В данный перечень включены работники, осуществляющие производственный и строительный контроль, а также авторский надзор за процессом строительства и эксплуатации опасных производственных объектов, члены аттестационных комиссий организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности.
Предусматривается, что с 1 ноября 2019 года подлежат применению положения порядка проведения аттестации в части, касающейся использования Единого портала тестирования в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики в сети «Интернет».
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.10.2019 № 1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики» опубликовано 29 октября 2019 года на Официальном интернет-портале правовой информации.
30) Утверждена форма типового договора на оказание услуг по вывозу чрезвычайно опасных и высокоопасных отходов.
Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что при отсутствии у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей объектов по обезвреживанию и (или) размещению отходов I (чрезвычайно опасные) и II (высокоопасные) классов, указанные лица передают данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.
Вывоз отходов осуществляется на основании заявки, подаваемой по форме, согласно приложению к договору. В приложениях к договору также приводятся формы актов, сопровождающих порядок оказания услуги.
Постановление Правительства Российской Федерации от 24.10.2019 № 1363 «Об утверждении формы типового договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности» опубликовано 28 октября 2019 года на Официальном интернет-портале правовой информации.
31) Правила ОСАГО приведены в соответствие с действующим законодательством.
В частности, в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2019 № 88-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Положением Банка России от 19.09.2014 № 431-П:
• определяются случаи и порядок оформления извещения о дорожно-транспортном происшествии в электронном виде;
• отменяется необходимость оформления извещения о ДТП в случае оформления документов уполномоченными сотрудниками полиции;
• корректируются формы страхового полиса и извещения о ДТП;
• вносится ряд изменений юридико-технического характера.
• Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
Указание Банка России от 08.10.2019 № 5283-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2019 № 56358) опубликовано 30 октября 2019 года на Официальном сайте Банка России.
32) Определен порядок наполнения государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности.
Оператором системы является федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности, а обладателем информации, содержащейся в системе, — Российская Федерация.
Положением, в частности, регулируются:
• функции оператора информационной системы;
• правила защиты информации, содержащейся в системе;
• состав включаемой в систему информации;
• требования к поставщикам информации;
• порядок и условия включения информации в систему.
Постановление Правительства Российской Федерации от 18.10.2019 № 1346 «Об утверждении Положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности» опубликовано 22 октября 2019 года на Официальном интернет-портале правовой информации.
33) Обновлен административный регламент ведения Ростехнадзором реестра заключений экспертизы промышленной безопасности.
Заявителями на получение данной госуслуги являются лица, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Внесение заключения в реестр и подготовка уведомления осуществляются в течение 5 рабочих дней со дня регистрации в системе делопроизводства территориального органа Ростехнадзора соответствующего заявления (форма приведена в приложении к Административному регламенту).
К заявлению прилагаются в электронном виде:
• заключение экспертизы промышленной безопасности;
• копия заявления о внесении заключения в реестр.
За предоставление госуслуги госпошлина или иная плата не взимается.
Признан утратившим силу Приказ Ростехнадзора от 23.06.2014 № 260, которым был утвержден ранее действовавший регламент.
Приказ Ростехнадзора от 08.04.2019 № 141 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.10.2019 № 56255) опубликован 17 октября 2019 года на Официальном интернет-портале правовой информации.
34) Сокращен перечень нормативных актов, соблюдение которых оценивается при проведении федерального государственного транспортного надзора в области железнодорожного транспорта.
В частности:
• исключены Федеральные законы от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» и от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
• исключены Постановления Правительства РФ от 15.04.2002 № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», от 21.08.2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», от 12.10.2006 № 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог», от 22.12.2009
№ 1052 «Об утверждении требований пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехнических изделий»;
• исключен ряд нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти РФ;
Приказ Ространснадзора от 30.09.2019 № ВБ-942фс «О внесении изменений в приказ Ространснадзора от 11.02.2019 № ВБ-91фс «Об утверждении перечней актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере транспорта федерального государственного транспортного надзора» опубликован не был.
35) Обновлены перечни вопросов для проведения аттестации сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности.
Утратившим силу признается Приказ Росжелдора от 12.02.2018 № 44, которым был утвержден ранее действовавший аналогичный перечень.
Приказ Росжелдора от 13.03.2019 № 102 «Об утверждении перечней вопросов, подлежащих применению органами аттестации (аттестующими организациями) для проверки соответствия знаний, умений и навыков аттестуемых лиц требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.10.2019 № 56247) опубликован 17 октября 2019 года на Официальном интернет-портале правовой информации.
Свежие комментарии